Оскорбление чувств верующих в Третьяковке Оказывается, пресловутые чувства верующих начали оскорбляться еще в 19 веке. И чем только они не оскорблялись! Ладно уж картинами "Христос в пустыне" Ивана Крамского и "Что есть истина" Николая Ге. Там действительно невиданный доселе зрителями образ Христа - не привычно-каноничный "приятный взору", а "слишком реалистичный" и даже "некрасивый". Кстати, и другие картины Ге на тему образа Христа отвергались тогдашним зрителем - и ставшая сегодня классикой "Тайная вечеря", и, конечно, "Голгофа", про которую художник говорил, что ему удалось сломать "давинчивского и тициановского Христа". Но больше всего меня удивило то, что картина, которая сейчас висит во многих храмах и монастырях, которой так любят иллюстрировать любое повествование о прп. Сергии Радонежском - "Видение отроку Варфоломею" Михаила Нестерова - тоже вызвала неоднозначную реакцию современников. "Видения - область психиатра, а не художника", - сказал про нее Алексей Суворин. Пожалуй, в чем-то он прав. Закончу мыслью Крамского, который долго искал "свой" образ Христа (картину "Христос в пустыне", по его словам, он писал "слезами и кровью"): Величие Иисуса в том, что он смог поместить центр божества в самое средоточие человеческого духа. И еще: Христос победил самого сильного врага - собственное "я". Из экспозиции "Отвергнутые шедевры. Вызов Павла Третьякова" Третьяковской галереи.